О рейтинге печатных СМИ компании «Реклама Онлайн»
Традиционные опросы и сертификация тиражей отражают интерес к изданиям со стороны аудитории. Данные же об интересе к печатным СМИ рекламодателей практически отсутствуют. Этот пробел отчасти призван восполнить рейтинг www.reklama-online.ru. Конечно, он не претендует на безупречность, однако в рамках выбранной методики – точен и достоверен. Ниже представлена логика его формирования и ответы на задаваемые нашими клиентами и партнерами вопросы.
Как издания попадают в рейтинг?
Издания попадают в рейтинг автоматически после их включения в базу данных. На текущий момент в ней представлено более шести тысяч газет и журналов, что делает www.reklama-online.ru самым масштабным в Рунете проектом о региональной прессе.
Как формируется рейтинг?
Рейтинг формируется на основе просмотров анкет изданий уникальными посетителями портала. Для определения «уникальности» используется IP-адрес. Любое количество посещений с него в течения дня приравнивается к одному. Это правило позволяет избежать «накруток» и делает данные более объективными. Искусственное улучшение позиций в рейтинге ограничено еще и тем, что все неправдоподобно высокие значения посещаемости автоматически фиксируются и «урезаются» до среднестатистических.
Какова структура рейтинга?
Рейтинг имеет два способа представления – тематический и общий. Тематический используется по умолчанию и позволяет сравнивать издания, относящиеся к одной тематике. Общий можно выбрать, нажав соответствующую гиперссылку под заголовком, в нем все издания представлены единым списком. У пользователя также есть возможность посмотреть рейтинг по определенному региону или городу. Для этого, например, Альметьевск или Амурскую область нужно выбрать в реестре, расположенном внизу страницы. Выборку по городу можно сделать еще и кликнув на его название в самом рейтинге.
Способ представления рейтинга рекомендуется выбирать в зависимости от размеров интересующего населенного пункта. В крупных городах рынок печатных СМИ структурирован, каждое издание занимает определенную нишу, поэтому, в зависимости от стоящей задачи, рейтинг логичнее смотреть внутри определенной тематики. В городах, где медиа-среда развита хуже, и большинство изданий предназначено «сразу для всех», тематических изданий может и не быть, поэтому правильнее ориентироваться на общий рейтинг, в котором тематики не учитываются.
Влияет ли специфика портала на данные рейтинга?
Да, влияет. Большая часть клиентов «Рекламы Онлайн» как агентства и посетителей www.reklama-online.ru как портала – это рекламисты, которые размещают рекламу сразу в нескольких городах, а иногда сразу по всей России и в странах СНГ. Поэтому рейтинг формируют именно такие рекламодатели – «иногородние» по отношению к самим изданиям.
Почему для формирования рейтинга не учитываются параметры, используемые при медиапланировании?
Формирование рейтингов на основе GRP или CPT провоцирует издания на завышение своих тиражей. Использование более сложных понятий, учитывающих качественные характеристики аудитории, затруднительно в силу отсутствия серьезных исследований в отношении целого ряда населенных пунктов. Но самое главное, такая методика не способна решить поставленную нами задачу – отразить интерес к изданиям со стороны именно рекламодателей.
Что означают числа, представленные в рейтинге?
Число – это количество уникальных посещений анкеты издания за определенный период времени. По умолчанию – за последний год. Можно также выбрать периодичность за месяц или за неделю. В этом случае числовое значение уменьшается. Если за последние 365 дней рейтинг составляет 1000 посещений, то за месяц их должно быть примерно 80, за неделю – около 20. Все эти данные пересчитываются каждые сутки. Помимо рейтинга, сопоставляющего издания друг с другом, есть возможность посмотреть детальную статистику, отражающую интерес к ним за неделю или месяц. Для этого необходимо кликнуть на ссылки, расположенные вверху страницы.
Как рассчитываются доли, представленные в рейтинге?
В отличие от фиксированных числовых значений, доли – величины относительные. Если в неком городе представлено только одно издание определенной тематики, даже при посещаемости на уровне 10 человек в год, в тематическом рейтинге города его доля будет равна 100 %. Если в другом городе региона есть другое издание этой же тематики с посещаемостью 90 человек в год, то в тематическом рейтинге региона будет отражаться уже два издания: доля первого – 10 %, доля второго – 90 %. В тематическом рейтинге изданий России и СНГ массив изданий уже больше и составляет сотни изданий. Соответственно доля каждого из них может не превышать 1%.
В общем рейтинге (в котором не учитываются тематики) действует тот же принцип. Доли рассчитываются как отношение посещаемости отдельного издания к общей посещаемости всего массива изданий, отображаемого в данный момент на странице. Доля газеты в рамках города может составлять 5 %, в рамках региона – 3 % (т. к. в регионе может быть несколько городов, а соответственно и больше СМИ), а в рамках всей системы www.reklama-online.ru – меньше 0,1 %.
В контексте целой тематики или всей системы доли не представляют особого интереса. Альтернативы, что включить в медиаплан – «АиФ Россия» или «Оптовый рынок Сибири» – не возникает. Однако в ряде случаев эти данные очень полезны. Например, в контексте конкретной тематики и города (см. Рейтинг глянцевых изданий Екатеринбурга) или даже только города (например, в Общем рейтинге печатных СМИ Волгодонска).
Каково прикладное значение рейтинга?
Рейтинг www.reklama-online.ru позволяет учесть мнение коллег-рекламистов, которые своей активностью на портале некоторые СМИ определяют как привлекательные, а некоторые – как не очень. В этом смысле рейтинг можно использовать как инструмент изучения региональных СМИ. При этом лучше не ограничиваться применением только этого инструмента и при формировании медиапланов использовать в том числе и традиционные рейтинги, а также опыт и возможности менеджеров, специализирующихся именно на рекламе в регионах.