Итоги года в радио: сеть динамичнее Москвы
Гендиректор «Зефир Медиа» о сегменте радийной рекламы в 2013 году
Экспертный совет АКАР оценил объем рынка маркетинговых коммуникаций за 12 месяцев 2013 года. Радио по-прежнему занимает вторую позицию по динамике роста среди всех медиа, уступая место лишь интернету. Рост радийной рекламы объясняется устойчивым спросом на рынке, с одной стороны, и инфляцией – с другой.
По подсчетам АКАР, объем рынка радио по итогам 2013 года составил 16,5 млрд рублей (до НДС), динамика роста к предыдущему году – на уровне 13%. При этом в сравнении с динамикой 2012 года, когда радио показало прирост на уровне 23%, видимое замедление роста рынка в 2013 году налицо.
Вспомним, что динамика роста радио в 2012 году была аномально высокой: тогда всплеск активности рекламодателей объяснялся тем, что на радио перетекла часть бюджетов из «наружки», плюс рост автомобильного рынка повлек за собой небывалый спрос на рекламу клиентов этой категории, а повышение спроса позволило радиостанциям поднять рекламный ценник. Все эти факторы в сумме повлияли на годовые результаты. И естественно, на фоне такой сильной базы 2012 года рост радио в 2013 году выглядит скромнее.
Хотя изменения в секторе наружной рекламы в 2013 году продолжились, рекламодатели, видимо, научились с этим жить, поэтому массового перераспределения денег с «наружки» на радио в этом году мы не увидели.
Клиенты из автомобильного сектора по-прежнему были активны. Но эта активность вполне вписывалась в тенденции развития, заданные рынку еще 2012-м годом. В результате рынок рос за счет стабильного спроса со стороны топовых категорий (Авто, Стройка, Медицина, Ритейл) и отчасти за счет инфляции, куда же без нее.
Региональные рынки показали рост на несколько процентов выше сегмента московской и федеральной радиорекламы. При этом в течение всего года мы наблюдали некоторую диспропорцию между московской и сетевой рекламой в пользу последней. Сеть росла динамичнее Москвы, благодаря тому что хороший спрос на ограниченный сетевой инвентарь позволил станциям поднять тарифы в среднем на 10-20%.
Спрос на московскую рекламу в течение года иногда был даже выше, чем на сетевую. Но московский рынок – более конкурентный. И хотя практически все холдинги хотя бы единожды за год поднимали прайсы на московский инвентарь (в среднем на 10-30%), в борьбе за клиентов некоторые участники играли не столько на уровне повышения качества маркетинговых предложений, а шли по простому пути, завлекая рекламодателей скидками. Как результат – дисбаланс на рынке.
Если говорить о развитии отрасли в 2014 году, строить долгосрочные прогнозы в условиях глобальных изменений, происходящих в медиа – дело, на наш взгляд, неблагодарное.
Что же касается кризисных настроений, которые витают в воздухе уже не первый месяц, и осторожных прогнозов относительно развития рекламного рынка в целом, пока на радийный сегмент они не влияют. Радио остается хорошим каналом для быстрого сбыта товара, сильным и относительно недорогим медиа именно для продуктовой рекламы.
Источник: sostav.ru