ОБЩЕРОССИЙСКАЯ
СИСТЕМА
ПОДАЧИ РЕКЛАМЫ
В РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ

ФАС разработала модель оценки повышенного спроса и необоснованных цен

05.03.2024

Под существенным изменением спроса ведомство понимает его превышение над предложением более чем на 10%

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала проект рекомендаций для определения повышенного спроса на товары и необоснованных цен для покупателей. Представить такой механизм ведомству в начале года поручил первый вице-премьер Андрей Белоусов, пишет РБК.

Ранее ФАС разработала законопроект, согласно которому стоимость товара признаётся необоснованной, если в течение 60 дней она выросла более чем на 5% от величины индекса потребительских цен на соответствующий год. При этом такое повышение стоимости не должно быть вызвано экономическими факторами.

В числе таких факторов — существенное изменение спроса или предложения товара, регулируемых тарифов, цен на сырьё и комплектующие, а также сезонный фактор.

В проекте рекомендаций ФАС говорится, что цену товара, которая устойчиво отклоняется от её возможного уровня на конкурентном рынке, нужно анализировать на предмет экономической обоснованности. Существенное изменение спроса — это документально подтверждённое в течение месяца до даты роста цены превышение объёма заявок на покупку определённого товара у отдельной компании над его предложением более чем на 10%. О повышенном спросе говорят увеличение объёмов и скорости продаж, уменьшение запасов товаров на складе и в торговом зале.

В ФАС считают, что на необоснованность цены указывают:

  • увеличение стоимости товара более высокими темпами, чем рост общего индекса потребительских цен (с учётом изменения объёма продажи продукции),
  • превышение фактической рентабельности над среднеотраслевыми показателями,
  • отсутствие роста расходов на производство и реализацию товара или их увеличение не соответствует изменению цены продукта.

Антимонопольная служба предлагает оценивать экономическую обоснованность роста цен с учётом сегмента рынка, стоимости продукции, её вида, класса (премиальный или эконом), отношения к товарам повседневного спроса.

Также ФАС разработала формулу, которая позволяет определить обоснованность цены товара. Она основана на соотношении индекса потребительских цен Росстата к фактическому увеличению стоимости продукции.

При оценке затрат бизнеса, которые влияют на рост стоимости, ведомство предлагает анализировать расходы на базе бухгалтерского и оперативно-технического учёта, а также прейскуранта цен на товар за три года. Такой анализ регулятор хочет проводить по компании, отдельным группам или видам товара. В числе факторов, влияющих на затраты бизнеса, — изменение объёмов продаваемой продукции, соотношение постоянных и переменных затрат, изменение закупочных цен на товары, тарифов на материалы, оплата труда, численность персонала.

Рекомендации ФАС должны пройти обсуждение в правительстве, а затем в профильных министерствах.

Ранее ФАС раскритиковала законопроект о «российской полке». В службе заявили, что инициатива может вызвать повышение цен в стране.

Источник: sostav.ru

К списку новостей